Фото:
runews24.ru
Вы уже более пяти лет занимаетесь общественным контролем в системе госзакупок. На каком этапе развития сейчас находится эта система?
Если рассматривать ситуацию по отношению к миру, то — на передовом. Мы действительно первые, кто начал проводить цифровизацию процесса, создали единую информационную систему, которая позволяет из любого уголка нашей страны принять участие в конкурсе, проводимом на другом конце страны. Это система также позволяет осуществлять контроль проходящей в электронном виде процедуры, помогает контролю действующих служб и органов. Она эффективная, действенная: можно посмотреть по любому заказчику, что он собрался купить и каким образом сформировал документацию.
Если говорить о наведении порядка, то, конечно, 44-й закон для наших заказчиков сегодня достаточно сложен в применении. Он содержит много отсылочных норм, больше 200 подзаконных актов, сам написан более чем на 250 страницах. И, учитывая, что в основном в регионах у нас децентрализованная система закупок, это когда не правительство региона проводит, а когда, например, заведующий детского сада или директор школы объявляют закупку на питание. Этот закон очень сложен в применении и из-за множества норм он теряет свою главную функцию — быстрое и качественное обеспечение потребностей в товарах и услугах по оптимальной цене.
Все об этом говорят и сегодня нужно срочно его упрощать и сокращать сроки процедур, проводимых самими заказчиками. Такое поручение уже дано председателем Госдумы Вячеславом Володиным, создана рабочая группа, которую возглавил первый вице-спикер Александр Жуков. Я являюсь ответственным секретарем, и мы будем решать сейчас главную задачу — сокращение сроков между объявлением заявки и подписанием контракта.
Сегодня, чтобы купить вот этот карандаш, если вы являетесь заказчиком любого уровня — муниципальным, региональным, государственным — не важно, вам нужно 50 дней. Это с момента, когда вы решили, что вам нужен этот карандаш, и до момента даже не когда он у вас появится, а когда вы заключите контракт на его поставку.
Задача стоит амбициозная, сократить это время с 50 до 20 дней, мы будем смотреть на вопрос со всех сторон. Запрос котировок точно до 20 дней сведем, а что касается аукциона, будем смотреть. Главное, чтобы разумность была. Чтобы у предпринимателя по новым срокам осталось время этот конкурс увидеть, собрать и подать документы. То есть, сокращая срок процедуры, мы должны сократить и издержки по времени предпринимателя.
Опять же, есть конкретный пример, мы хотим, чтобы нас сейчас услышали, и норма с выполнением заявки по заданию заказчика переросла в просто согласие с заданием заказчиком. Когда заказчик описывает товар, который ему нужно поставить, ну, допустим, этот стол. Он пишет, что стол должен быть 0,5 метра. И много всяких характеристик он прописывает, а поставщик должен это переписать всё в свою заявку. И вдруг он ошибается и вместо 0,5 метра напишет 0,5 сантиметра. Ну ошибся просто, машинально… Все! Его вправе отклонить, поскольку считается, что он собирается маленький стол поставить. А мы хотим, чтобы была норма, чтобы он прочитал и просто поставил резолюцию: «Согласен!». По времени сокращаем и по рискам-издержкам. Речь идет об интересе к конкурсу со стороны здравого предпринимателя. Если ему надо еще кучу времени и сил потратить на составление заявки, а еще не понятно, выиграет он или нет, то он сто раз подумает, подавать ему заявку или нет. А так — он прочел условия, согласился и всё — заявка пошла.
А что касается корректировок, которые будут направлены на синхронизацию положений контрактной системы по тем национальным проектам и госпрограммам, которые на протяжении последних недель очень активно обсуждаются. Что нужно сделать, чтобы такая синхронизация произошла?
Когда у нас был Орешкин (Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин выступал с отчетом в Госдуме — прим. ред.), все, наверное, смотрели. Немножко нелицеприятное общение с депутатами вышло. В том числе главным был вопрос, сколько денег на сегодня по нацпроектам было доведено до регионов. Он сказал — 10 процентов. Но мы все цифры уточнили и выяснилось, что 1,6% всего.
Это от главного распорядителя средствами до губернатора на строительство школы или ремонт дороги. Сегодня по бюджетному кодексу не имеет право заказчик объявить закупку, пока до него не доведен лимит средств. То есть, на цели, на товары, на услуги, которые пока еще не обеспечены финансированием, он не имеет право никаких конкурсов объявлять. Но вот с момента, когда деньги пришли, как они у региона появились в бюджете, добавляем еще 50 дней плюс к моменту, когда контракт будет заключен. И как результат — точное попадание в зиму и уход с тем же ремонтом дорог в снег. А потом ролики в YouTube появляются, как рабочие асфальт кидают в снег.
Рабочая группа продолжит в целом 44-м законом заниматься, но главная задача — это сокращение сроков.
Открывается юбилейная форум-выставка «ГОСЗАКАЗ-2019», кто организатор мероприятия, кто гости и участники, какие темы будут обсуждаться?
Организаторами являются компания «Инконнект» и профессиональное сообщество. Форум ежегодно проходит уже в течение 15 лет. Общероссийский народный фронт и проект «За честные закупки», который я возглавляю, подключился к форуму, проведению, участию пять лет назад.
Принимать в нем участие будут представители федеральных органов власти: регуляторы, Минфин, ФАС, Казначейство, Счетная палата. Это основные участники. В большом количестве будут представлены регионы. Гильдия отечественных закупщиков и специалистов в сфере закупок — это профессиональное сообщество действующих на местах чиновников. Федеральные органы власти будут представлять свои закупочные системы и приглашать к партнерству поставщиков, таких как Минтранс и другие…
То есть это место встречи заказчиков и поставщиков?
Да. Если разделить форум на две части, то получится выставка и форум — пленарные заседания и вообще деловая программа. На выставке большие федеральные заказчики будут искать себе поставщиков, партнеров, показывать, как они проводят систему закупок. Например, Москва показывает свою электронную площадку, электронные полки с товарами практически без конкурса. Ну и бизнес, конечно же, будет представлять свои товары и услуги.
Я буду представлять текущие итоги работы рабочей группы по упрощению госзакупок.
Какие планы у проекта «За честные закупки» на ближайшие шесть лет, с учетом новых майских указов президента?
Давайте сначала об итогах, а потом о перспективах. За шесть лет в нашем фарватере объединились 13 тысяч активистов. Если брать результаты в цифрах, 300 млрд рублей — сумма закупок, в которых мы либо навели порядок в документах, либо их отменили. Сэкономленные 8 млрд рублей — это закупки роскоши. Когда на вид ставишь госкомпанию, которая покупает для своих топ-менеджеров если не лимузины, то микроавтобусы с акустическими системами и минибарами. После этого они сами принимают решение такую закупку отменить.
Сегодня 223-й закон не позволяет ввести нормирование, но когда мы их на вид ставим, то они понимают, что уже стыдно перед обществом — СМИ об этом говорят, да и перед президентом можно прослыть… Мы когда-то рассказали Владимиру Владимировичу об РЖД, которые 53 миллиона на корпоратив решили потратить.
Какие самые частые нарушения?
Когда заказчик хочет отдать объем своему другу-поставщику, и они пытаются из-за несовершенства 44-го закона отстранить других участников торгов, пытаются сделать так, чтобы другие не увидели конкурс и как можно меньше участников на него пришло.
Мы создали «серую книгу Остапа Бендера», там изложены все способы — больше 30 схем — как любят заказчики обходить процедуру.
Как активисты работают?
Тут все просто. Народный фронт имеет свой сайт, где есть конкретная красная кнопка. Нажав на нее, вы можете выбрать подраздел: экология, дороги… Можно зайти на наш сайт «За честные закупки», там тоже есть обратная связь. Можно даже через соцсети связаться с нами.
Вот я частное лицо, подал сигнал, как я увижу обратную связь?
Вам обязательно придет ответ, что ваш сигнал принят. И после модерации, после первоначальной обработки вашего сигнала экспертами, вам придет сообщение, ваша закупка признана или не признана сомнительной. Зачем нам этот фильтр нужен? Тот, кто конкретно на закупку жалуется, должен дать ссылку на номер закупки, чтобы мы быстро могли зайти и убедиться. И если мы признаем закупку сомнительной, сразу после этого улетает предупреждение в виде красного флажка и вывешивается у заказчика. Каждый заказчик обязан свой адрес в электронной почте указать. И на этот адрес уходит сообщение: «Уважаемый заказчик, ваша закупка признана сомнительной. У вас есть столько-то дней, чтобы пояснить ситуацию или привести закупку в соответствие». Сами предприниматели говорят, что им уже даже в ФАС не надо обращаться. Это дольше и сложнее. А так — нам отправили, мы признали, улетело сообщение заказчику. И если он действительно нарушил, он теперь думает, что лучше эти «серые» схемы отменить, и провести все конкурентно. Всё просто. Можно через систему общественного контроля повлиять на любого нерадивого заказчика. К сожалению, нам еще приходится отсеивать множество профессиональных жалобщиков, которые специально идут на снос процедуры, чтобы шантажировать поставщика или заказчика. В основном идет шантаж заказчика, но и поставщикам угрожают снизить цену или отменить выигранную процедуру. С этим необходимо бороться.
Что касается контрактной системы, есть определенные принципы, которые заложены в нее. Речь о принципах транспарентности, прозрачности. И немаловажен профессионализм заказчика. Очень часто встречаются жалобы в отношении двусмысленных технических заданий. Когда заказчик не хочет видеть конкретного поставщика, предлагает расторгнуть договор, а в случае отказа устраивает ему тяжелую жизнь, не подписывает акты. Как бороться с такими моментами?
Давайте на две части ответ разложим. Есть две основных причины непрофессионализма заказчика. Первая — заказчик действительно не профессионален. Если система децентрализована, если нет хотя бы уполномоченного органа на уровне региона, который проводит закупки для своих коллег из органов власти, а проводят их, допустим, заведующие детскими садами или директора школ, то у них и не будет должной компетенции. Это чаще всего встречается на муниципальном уровне. Да, по закону любой человек, который начинает работать в контрактной службе или контрактным управляющим, должен проходить специализированное обучение. По окончании обучения выдается диплом государственного образца. Но мы понимаем, что обучение часто проводится дистанционно, иногда не совсем качественно, и диплом в целом получить совсем не сложно. Но и винить нельзя того же директора школы, который не может обладать должной компетенцией. Это первая причина. Как с ней бороться? Нужно централизовать закупки, хотя бы на уровне региона создать уполномоченный орган, подобрать квалифицированных людей, платить им нормальные зарплаты. Любой губернатор вправе принять решение об этом. Что касается муниципалитетов, то там уже разделение полномочий, и губернатор не вправе потребовать, но главы могут добровольно передать полномочия. Они могут этот орган у себя в муниципалитетах создать сами, а могут передать правительственному органу. Например, в Волгограде тотальная централизация. А в Ростовской области наоборот — каждый проводит как может. Главы стонут. Некоторым кажется, что главы муниципалитетов хотят побольше полномочий на себя взять. Это не так. Они говорят: «Мы провести конкурс реально не можем, выигрывают такие, с которыми мы не можем совладать, и главное — мы несем колоссальную ответственность».
Ну а вторая причина — это уже не отсутствие квалификации, но напротив — высокий профессионализм, когда создаются все условия, чтобы нормальные поставщики не смогли на конкурс прийти. Это уже коррупционная составляющая. Это делают профессионалы, нередко заказчик или поставщик пользуются услугами «специализированных организаций», которые помогают «находить решения», чтобы одна компания стала победителем у другой. Один руководитель очень уважаемого института мне говорил: «Да, у нас бизнес вот такой. Ко мне обращается заказчик и говорит: „Я хочу, чтобы вот тот победил. Я хочу, чтобы он победил вот с этим креслом, которое у него стоит 1 тысячу рублей, а у других 700 и 900 рублей. Сделай мне так, чтобы вот этот за тысячу обязательно победил“. И начинается: прописываются ограничения, излишние требования. Это специализированный бизнес.
Вопрос о взаимодействии ОНФ с малым бизнесом. Сейчас это один из 12 нацпроектов, уже созданы институты, которые нацелены на развитие малого бизнеса. Как идет взаимодействие?
Очень интенсивно. Я сам являюсь членом „Опоры России“, членом центрального штаба Народного фронта, как и Александр Калинин — президент организации „Опора России“. Гендиректор ПАО „КАМАЗ“ Сергей Когогин — наш новый сопредседатель. Он у нас и будет отвечать за малый бизнес, за взаимодействие Народного фронта с малым бизнесом. Сергей Анатольевич не понаслышке знает обо всем, что связано с „малышами“, с МСП, он на своем „КАМАЗе“ создавал технопарки в которых вырастали в очень крупные компании некогда совсем маленькие предприниматели. Нужно защитить здравый смысл и сделать всё, чтобы те ресурсы, которые у страны есть, направлялись на поддержку малого бизнеса, через корпорацию малого и среднего предпринимательства, через программы развития малого и среднего предпринимательства в регионах по программе Министерства экономики, чтобы ресурсы тратились эффективно и с головой. Сегодня есть вопросы к эффективности, в том числе, корпорации МСП. Мы пока не до конца понимаем, эффективна ли система поддержки, которая создана.
Это повсеместно или точечно?
Корпорация работает повсеместно, я сейчас не буду об этом говорить. Мы готовим аналитику, возможно, скоро ее выдадим, сейчас перепроверяем, смотрим, анализируем. Так скажем, резервы для повышения эффективности у корпорации МСП точно есть.
То есть, это получается в целом, а вот проект „За честные закупки“, он как-то…?
Вы правильно сказали, все что я рассказал — это в целом. А что касается проекта „За честные закупки“, есть одна, но немаловажна польза — помощь в победе в конкурсе. Предприниматель выходит на конкурс, а ему не дают его выиграть. И не потому, что он не может предложить конкурентный продукт, а из-за того, что кто-то уже с заказчиком договорился. Тогда он обращается к нам, и мы защищаем его интересы.
То есть он направляет…
Да-да…Вот как президент у нас любит свободное общение на встречах с сообществами в различных сферах. С представителями крупного и среднего бизнеса, с РСПП, »Деловой Россией», «Опорой России», «Народным фронтом». недавно он встречался. Путин всегда дает возможность задать вопрос не по программе, я вижу это сейчас и в «Опоре России», и мы в Народном фронте стараемся говорить о тех проблемах, которые касаются многих. Президент нас услышал, и дал поручение правительству — изучить, разобраться. К примеру, на съезде «Деловой России» предприниматель, который крепежи для железной дороги поставлял, пожаловался на то, что его сняли с торгов. И уже на следующий день, после заданного вопроса президенту, он встречался с руководством РЖД. Вот в таком режиме мы взаимодействуем с предпринимателями.
Фото: из открытых источников