Фото:
ИД "Собеседник"
На прошлой неделе стало известно, что за последние 8 лет к структурам «повара Путина» Евгения Пригожина было предъявлено 711 исков на общую сумму 899 миллионов рублей (данные портала «Проект». — Ред.). Среди претензий — поставки некачественных продуктов, случаи отравлений среди детсадовцев, школьников, военных. В еде находили сальмонеллу, стафилококк, кишечную палочку и даже тараканов и куски пластиковых пакетов. А с Пригожина все как с гуся вода.
Это в общей стратегии и тенденции нынешнего режима. Называется «Своим — всё, остальным — закон». Тут ровно то же самое. Если мы рассмотрим череду арестов высокопоставленных должностных лиц — членов правительства, губернаторов, — то увидим, что под все эти аресты попадают исключительно лица из категории, так скажем, попутчиков. Есть свои — ближний круг, который у Путина образуется однокашниками, одноклубниками по дзюдо, однослужниками у Собчака и коллегами по работе в КГБ. А все остальные — попутчики на подсобной работе.
Когда нужно устраивать демонстративные порки, то, естественно, они распространяются исключительно на попутчиков. Максимум, что грозит своему — это продолжение комфортной жизни, просто уже не в руководящем кресле, как это и произошло с главой РЖД Владимиром Якуниным.
Георгий Сатаров // фото: Андрей Струнин / «Собеседник»
Пригожин рассматривается как свой, и поэтому закон на него не распространяется. Наверное, в супе у «нашего всего» всё было очень вкусно и не было сальмонеллы. Кто-то из мудрецов сказал, что еда — это самое интимное общение с природой, и повар в этом смысле является Вергилием, который ведет тебя по этому пути. Такой человек неизбежно становится своим. Это всегда человек близкий, и эта близость может распространиться за пределы столовой и кухни — для выполнения деликатных поручений. Пригожин, судя по сообщениям СМИ, направляет бойцов частной военной компании в Сирию, ведет за своего патрона информационные войны в интернете силами наемных «интернет-троллей».
Стольничий у царя — это чрезвычайно близкая фигура, которой нужно доверять, потому что он пробует пищу перед тем, как государь будет есть. Все, что связано с пищей, входит в зону чрезвычайного доверия.
Я думаю, еще лет 15 царствования Путина — и мы и парикмахера там увидим, и педикюршу. И у них тоже все будет хорошо. Охранники-то уже во власти.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №12-2019 под заголовком «Свои и попутчики».