СМИ узнали, что РЖД предложили ввести понятие особо значимых грузов

<br />
СМИ узнали, что РЖД предложили ввести понятие особо значимых грузов<br />

Фото:
РИА Новости

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости. РЖД предлагают внести в железнодорожное законодательство изменения, которые позволят пропускать вне очереди некоторые категории грузов, а также предоставлять приоритет тем, кто инвестирует в расширение пропускной способности сети или с кем заключен договор take-or-pay и получена предоплата за перевозку, пишет в среду газета «Коммерсант».

По данным издания, гендиректор РЖД Олег Белозеров 4 марта направил главе Минтранса РФ Евгению Дитриху соответствующее письмо. В нем предлагается ввести понятие особо значимых грузов, список которых определяет правительство и под которые операторы обязаны предоставлять вагоны и контейнеры. Минтранс ранее говорил, что к приоритетным могут причисляться грузы, перевозимые в государственных или социально значимых целях, по долгосрочным контрактам, перевозки грузоотправителей в адрес портов, в развитие которых они инвестируют, и т.д.

В другом разделе устанавливается возможность заключения с РЖД договоров на условиях take-or-pay (с ответственностью грузоотправителя за непоставку согласованных объемов груза, а оператора — вагонов под него). РЖД разрешается получать с грузоотправителя предоплату в годовом объеме, в том числе в целях инвестирования в инфраструктуру. «Данные договоры могут содержать особый порядок тарификации услуг по перевозке, — гласит документ. — Перевозки во исполнение таких договоров осуществляются в приоритетном порядке». Также в документе появляется новая сущность — «участок с ограниченными пропускными и провозными способностями», по которым перевозки могут осуществляться особым порядком.

Экономические предпосылки этого обсуждения — дефицит пропускной способности железных дорог, ведущих в направлении экспортных портов, при стабильно хорошей экспортной конъюнктуре, поясняет издание.

При этом ряд предлагаемых поправок ранее вызывали ожесточенные споры в сообществе. Источник в совете потребителей РЖД говорит, что совет «крайне негативно относится к этой инициативе, потому что она противоречит антимонопольному законодательству, закрепляющему равный доступ к объектам инфраструктуры». Другой собеседник газеты среди клиентов РЖД замечает, что если инфраструктуру решено развивать только на деньги потребителей, то тариф надо снизить до уровня себестоимости, убрав инвестсоставляющую, в том числе дополнительную экспортную надбавку в размере 8%.

Источник, близкий к крупному грузовладельцу, говорит, что сейчас законом предусмотрен приоритет перевозки грузов только для ликвидации последствий ЧС. «Введение приоритетного доступа в условиях дефицита пропускных способностей инфраструктуры влечет для потребителей услуг ОАО РЖД высокие риски нарушения условий публичных договоров и понуждения грузоотправителей к заключению договоров на кабальных условиях», — считает он.

rambler.ru